"Московский комсомолец - Юг" № 25 (209). 21 - 28 июня 2001 г.

"+5 % КОНТРАСТА"
НА МУЗЫКУ И МАСЛО

Спустя два с половиной года перерыва Донской художественный фонд вновь распахнул дверь всем желающим. Риторической красной ленточки не было, зато пол, усыпанный свежими стружками, напоминал трудовые будни столярной мастерской и замечательно сочетался с выставленными работами донских художников-авангардистов.

Керамические фигурки Вячеслава Качуры привлекали взгляд любого, для кого прикосновение к глине несет в себе магическую теплоту жизни, уходящую к древней легенде о том, что первого человека слепили из такой же красной вязкой субстанции.

Картины Владимира Рябчикова, Сергея Храмова и Михаила Абрамова гораздо чаще можно увидеть за границей, последний раз в Саарбрюккене, на границе Франции и Германии, как одно из направлений русского авангардизма. Хотя первое, что сделали художники, это отвергли четкое определение своим работам.

- Это современное искусство, - объяснял Владимир Рябчиков, - мы отличаемся от традиционных донских подходов к живописи как к изображению пейзажей и натюрмортов, которые всегда можно увидеть на продаже под памятником Ленину. Сам Рябчиков долгое время увлекался наскальной живописью, да и сейчас его фигуры на холстах насыщены мифическими очертаниями, а место действия переносится под своды пещер или цветовые трансовые пространства. А картины Михаила Абрамова, например, несут более философское содержание и нарисованы в рамках плотной пастозной живописи. (Пастозной - когда большое количество краски выдавливается на холст и засыхает неопрятными мазками).

В первый день презентации, кроме непосредственных авторов работ, зрителей развлекали донские музыкальные группы, склонные по-своему принимать искусство отстраненной абстракции, - "Мясо", "Корова на траве", "Урблюд Драмадер". Как ни странно, особого единения музыки и живописи не получилось, а вот пресловутый "контраст", заявленный в заглавии выставки несколько по другому поводу, был налицо. Зрители разделились на тех. кто пришел послушать, и тех, кто посмотреть, впрочем, особо друг другу не мешая и не пересекаясь. Известно, что музыкант "Урблюдов", Николай Константинов, исчезнувший из жизни Ростова на несколько месяцев, не менее талантливый художник-авангардист, не брезгующий расписывать красками стены и пол своей квартиры, а новочеркасские "Мясо" и "Коровы" не понаслышке знакомы с собственными народными умельцами, которых еще нигде не рискнули выставлять. Есть авангард как отход от классического искусства, а есть как норма жизни и существования, их никто не сравнивает, да они и редко сами пересекаются.